Оценка функциональных нарушений у детей с сужением зубных рядов с позиции международной классификации функционирования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценить функциональные нарушения у детей с сужением зубных рядов с позиции Международной классификации функционирования. Деформации зубного ряда часто являются причинами развития функциональных нарушений зубочелюстной системы, а при наличии ротового дыхания у детей существующие отклонения усугубляются. Оценка нарушенных функций с использованием международной классификации функционирования поможет сформировать комплексный подход к лечению детей с сужением зубных рядов.

Материалы и методы. Проведен анализ доменов и оценка показателей составляющих Международной классификации функционирования у 75 детей с сужением зубных рядов в возрасте 6–9 лет.

Результаты. У детей с сужением зубных рядов выявлены нарушения носового дыхания и изменения функций речи.

Выводы. Врачи-ортодонты, оториноларингологи, а также логопеды могут использовать параметры международной классификации функционирования для оценки функциональных нарушений у детей с сужением зубных рядов, что помогает междисциплинарному планированию в ранней диагностике и лечении.

Полный текст

Введение

Современные исследования показывают, что сужение верхней челюсти вызывает нарушение носового дыхания, другие считают, что нарушение носового дыхания является причиной сужения зубных дуг. Сужение зубных дуг у детей с нарушенным носовым дыханием увеличивается с каждым годом жизни ребенка, что особенно выражено с началом смены зубов, когда преобладает неправильное прорезывание зубов.

Материалы и методы исследования

Для определения функциональных нарушений у детей мы использовали домены международной классификации функционирования у 75 детей в возрасте 6–9 лет, проходящих ортодонтическое лечение на кафедре детской стоматологии и ортодонтии Пермского государственного медицинского университета и МЦ «Любимый доктор», г. Пермь. Основные и дополнительные методы обследования проводились в следующей последовательности: сбор жалоб, анамнез, осмотр, фотометрический анализ лица, цефалометрический и морфометрический расчет, определение состояния верхних дыхательных путей врачом-оториноларингологом, оценка речи логопедом. Для определения степени сужения верхней челюсти мы использовали измерение ширины зубной дуги по методу Пона – расстояние между точками первых постоянных моляров верхней челюсти. Кроме того, пациентам проводили исследования ортопантомограмм и телерентгенограмм с описанием состояния верхнечелюстных пазух и носовой перегородки. Для объективной оценки носового дыхания оториноларингологами использовался метод передней активной риноманометрии с помощью аппарата SRE 2000 INTERACUSTIC. Полученные результаты были сформированы в базу данных в программе Excel и обработаны с использованием программного обеспечения SPSS Statistics 5.0. Рассчитаны среднее значение анализируемых показателей, стандартное отклонение, средняя ошибка и критерий Стьюдента. Различия считались значимыми при р < 0,05.

Результаты и их обсуждение

75 обследованных детей в возрасте от 6–9 лет разделили на две группы: 42 ребенка с привычным ротовым дыханием и сужением верхней зубной дуги, при котором расстояние между нёбными поверхностями первых постоянных моляров составляло менее 35 мм (основная группа). Группу сравнения составили 33 ребенка с носовым дыханием и с достаточной шириной верхней зубной дуги.

Была проведена оценка показателей и подбор доменов, подходящих под наше исследование из составляющих Международной классификации функционирования (МКФ): «функции и структура организма», «активность и участие». Затем мы использовали оценочную систему МКФ для детей с дистальной окклюзией и функциональными нарушениями и проводили оценку подобранных доменов.

Для эффективного анализа были использованы оценочные дисплеи МКФ по представленным составляющим классификации («функции», «структуры», «активность и участие»), для которых выделены коды. С помощью цветовой шкалы напротив каждого кода проводился анализ различий в динамике лечения.

Из составляющих классификации «функции» нами были выделены следующие домены: функции артикуляции (b 320), функции голоса (b 310), функции дыхания (b 440); из составляющих «структуры»: зубы (s3200), структура носа (s 310), структура рта (s 320), структура дыхательной системы (s 430), твердое нёбо (s32020); из составляющих «активность и речь»: речь (d 330), уход за полостью рта (d 520), разговор (d 350), отношения «родители – дети» (d7600).

Каждый домен оценивался на клиническом комплексном обследовании с помощью методик, приведенных к единым определениям МКФ:

xxx.0. НЕТ проблем (никаких, отсутствуют, ничтожные, …) 0–4 %.

xxx.1. ЛЕГКИЕ проблемы (незначительные, слабые, …) 5–24 %.

xxx.2. УМЕРЕННЫЕ проблемы (средние, значимые, …) 25–49 %.

xxx.3. ТЯЖЕЛЫЕ проблемы (высокие, интенсивные,…) 50–95 %.

xxx.4. АБСОЛЮТНЫЕ проблемы (полные, …) 96–100 %.

xxx.8. Не определено.

xxx.9. Не применимо.

Для работы с детьми, у которых было верифицировано сужение зубных рядов, а также нарушения речи и дыхания, были составлены специальные дисплеи, представленные на рисунке.

В результате установлено, что, несмотря на наличие у детей обеих групп сужения зубных рядов, между ними были выявлены статистически значимые различия в составляющих классификации «функции», «структуры» и «активность и речь», оценённые с помощью U-критерия Манна – Уитни (р = 0,034).

При проведении анализа у детей основной группы максимально выделены три нарушенных домена в составляющей классификации «функции», пять – в составляющей «структуры» и четыре в составляющей «активность и речь». В то время как у детей группы сравнения количество максимально нарушенных параметров составило один, два и один в соответствующих составляющих классификации.

При сравнительном анализе у детей основной группы нарушения функций в среднем в процентном соотношении составляли от 32 до 51 %, а у пациентов группы сравнения – от 6 до 23 % (р = 0,026). Кроме того, более выраженные нарушения категорий «активности и речи» были определены у детей с сужением зубных рядов и достигали 52 %, по сравнению с таковыми у пациентов группы сравнения (до 23 %), что в основном проявлялось при оценке доменов речи, разговора и отношений «родители – дети» (р = 0,021).

Сравнительный анализ составляющих домена «Структуры» при оценке размеров верхнего зубного ряда показал его сужение и укорочение у пациентов с нарушением носового дыхания. Из-за сужения верхней зубной дуги уменьшается место в зубном ряду, что приводит к скученному положению или ретенции зубов. Сужение верхней челюсти является результатом сложного взаи­модействия многих факторов, влияющих на миодинамический баланс челюстно-лицевой области. Нарушение миодинамического равновесия влияет как на рост челюсти, так и на положение зубов. Нарушается смыкание губ, изменяется позиция языка, усиливается дисбаланс жевательных мышц.

 

Оценка в начале лечения

Составляющие МКФ

Определение МКФ

Функции

0

1

2

3

4

НО

НП

b 440

Функции дыхания

 

 

 

 

 

 

 

b 310

Функции голоса

 

 

 

 

 

 

 

b 320

Функции артикуляции

 

 

 

 

 

 

 

Структуры

0

1

2

3

4

НО

НП

s 310

Структура носа

 

 

 

 

 

 

 

s 320

Структура рта

 

 

 

 

 

 

 

s 430

Структура дыхательной системы

 

 

 

 

 

 

 

s3200

Зубы

 

 

 

 

 

 

 

s32020

Твердое нёбо

 

 

 

 

 

 

 

Активность и речь

0

1

2

3

4

НО

НП

d 330

Речь

 

 

 

 

 

 

 

d 350

Разговор

 

 

 

 

 

 

 

d 520

Уход за полостью рта

 

 

 

 

 

 

 

d7600

Отношение «родители – дети»

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Оценочный дисплей МКФ пациента с сужением зубных рядов и функциональными нарушениями

 

Выводы

Применение международной классификации функционирования у детей с сужением зубных дуг показывает широту оценки нарушенных функций и возможность ее использования в динамике для анализа эффективности проводимого комплексного лечения.
Разработанный нами оценочный дисплей облегчает процесс диагностики нарушений у детей с сужением зубных рядов с использованием международной классификации функционирования и позволит оценивать эти нарушения в динамике лечения.

Комплексный подход к ранней диагностике и коррекции сужения зубных рядов, оцененный с позиции международной классификации функционирования, в раннем возрасте позволяет обеспечить нормальное развитие детей.

×

Об авторах

М. А. Данилова

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: pavel.prokoshev.23@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2746-5567

доктор медицинских, профессор, заведующая кафедрой детской стоматологии и ортодонтии

Россия, Пермь

Л. И. Арутюнян

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: pavel.prokoshev.23@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3662-5574

кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской стоматологии и ортодонтии

Россия, Пермь

П. А. Прокошев

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Автор, ответственный за переписку.
Email: pavel.prokoshev.23@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3611-0338

аспирант кафедры детской стоматологии и ортодонтии

Россия, Пермь

Список литературы

  1. Гвоздева Ю.В., Данилова М.А. Обоснование проведения профилактических мероприятий, направленных на коррекцию миофункциональных нарушений в период прикуса временных зубов. Стоматология детского возраста и профилактика 2009; 8 (1): 51–56 / Gvozdeva Yu.V., Danilova M.A. Rationale for carrying out preventive measures aimed at correcting myofunctional disorders during the period of occlusion of primary teeth. Pediatric dentistry and dental prophylaxis 2009; 8 (1): 51–56 (in Russian).
  2. Гвоздёва Ю.В., Царькова О.А., Данилова М.А. Оценка гармоничности профиля лица у детей при различных видах миофункциональных нарушений. Казанский медицинский журнал 2010; 2: 173–176 / Gvozdeva Yu.V., Tsarkova O.A., Danilova M.A. Assessment of the harmony of the facial profile in children with various types of myofunctional disorders. Kazan Medical Journal 2010; 2: 173–176 (in Russian).
  3. Данилова М.А., Мачулина Н.А., Залазаева Е.А. Опыт совместной работы кафедры детской стоматологии и ортодонтии ПГМА и КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов». Стоматология детского возраста и профилактика 2013; 1 (44): 70–72 / Danilova M.A., Machulina N.A., Zalazaeva E.A. The experience of joint work of the Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics of the PGMA and the KGAU "Center for Comprehensive Rehabilitation of the disabled". Pediatric dentistry and dental prophylaxis 2013; 1 (44): 70–72 (in Russian).
  4. Евдокимова Н.А., Попов С.А. Влияние ротового типа дыхания на формирование назомаксиллярного комплекса у детей с аденоидами. Институт стоматологии: научно-практический журнал 2010; 4: 64–65 / Evdokimova N.A., Popov S.A. The effect of oral breathing on the formation of the nasomaxillary complex in children with adenoids. The Scientific and Practical Journal «The Dental Institute» 2010; 4: 64–65 (in Russian).
  5. Григоренко Н.Ю. Формирование произносительных навыков у детей раннего и дошкольного возраста с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. Педагогическое образование в России 2016; (3): 113–119 / Grigorenko N.Y. Formation of pronunciation skills in children of early and preschool age with mild abnormalities of articulation organs. Pedagogical education in Russia 2016; (3): 113–119 (in Russian).
  6. Хамидов А.Г., Лекишвили М.В., Меланьин В.Д., Серебрякова И.Ю., Ширалиев М.Р. Использование акустической ринометрии и передней активной ринометрии для дифференциальнной диагностики патологий внутриносовых структур при назальной обструкции. Российская оториноларингология. 2009; (42): 113–119 / Khamidov A.G., Lekishvili M.V., Melanin V.D., Serebryakova I.Yu., Shiraliev M.R. The use of acoustic rhinometry and anterior active rhinometry for differential diagnosis of pathologies of intra-nasal structures in nasal obstruction. Rossi-iskaya otorinolaringologiya 2009; (42): 113–119 (in Russian).
  7. Царькова О.А., Данилова М.А. Оценка результатов комплексного лечения детей с нарушением носового дыхания. Ортодонтия 2007; 3: 83 / Tsarkova O.A., Danilova M.A. Evaluation of the results of complex treatment of children with nasal breathing disorders. Ortho-dontics 2007; 3: 83 (in Russian).
  8. Шиленкова В.В. О некоторых функциях полости носа у детей. Детская оториноларингология 2013; (2): 23–26 / Shilenkova V.V. About some functions of the nasal cavity in children. Pediatric otorhinolaryngology 2013; (2): 23–26 (in Russian).
  9. Tesch F.C., Oliveira B.H., Leão A. Measuring the impact of oral health problems on children's quality of life: conceptual and methodological issues. Cad Saúde Pública 2007; 23 (11): 2555– 2564.
  10. Zicari AM, Albani F, Ntrekou P, et al. Oral breathing and dental malocclusions. Eur J Paediatr Dent. 2009; 10 (2): 59–64.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах