Топографическая анатомия пищевода после тиреоидэктомии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Описать топографическую анатомию пищевода после тиреоидэктомии.

Материалы и методы. Изучены данные до- и послеоперационной магнитно-резонансной томографии мягких тканей шеи у 61 пациента, оперированного по поводу многоузлового коллоидного зоба, аутоимунного тиреоидита, диффузно-токсического зоба с объемом щитовидной железы более 100 см3. Всем была выполнена тиреоидэктомия. На томограммах до оперативного вмешательства, через два, шесть и двенадцать месяцев после него оценивали топографию пищевода в трех плоскостях: аксиальной, фронтальной и сагиттальной. Измеряли количественно поперечную, переднезаднюю и угловую диспозиции пищевода. Смещение оценивали относительно горизонтальной и вертикальной линий, проведенных через середину тела и передний край шейного позвонка. Скелетотопически срез привязывали к шестому, седьмому шейному и первому грудному позвонкам. Числовые показатели, полученные при измерениях, анализировали в динамике. Статистический анализ проводили с помощью программы Statistica 6.0.

Результаты. Просвет пищевода в послеоперационном периоде увеличивался в переднезаднем направлении и смещался к левой боковой стенке трахеи. Орган приобретал шаровидную форму. В 73 % случаев пищевод через 12 месяцев после тиреоидэктомии располагался параллельно трахее.

Выводы. В течение года после тиреоидэктомии происходят изменения формы, диаметра шейного отдела пищевода и его топография. Через 12 месяцев после удаления щитовидной железы увеличивается переднезадний размер пищевода в шесть раз, по сравнению с дооперационным, происходит его смещение к левой боковой стенке трахеи относительно вертикальной оси на 2,12 см. Полученные результаты могут быть полезны при повторных хирургических вмешательствах в этой области.

Полный текст

Введение

Одно из важнейших направлений анатомических исследований связано с внедрением в клиническую практику таких методов прижизненной визуализации, как ультразвуковое исследование, компьютерная и магнитно-резонансная томографии [1–4]. Они позволяют изучать прижизненную анатомию органов и полостей до и после хирургических вмешательств при различных заболеваниях [5]. На сегодняшний день накоплены сведения о топографо-анатомических изменениях, происходящих после хирургических операций на органах грудной и брюшной полостей, забрюшинного пространства [6; 7].

В работе И.И. Кагана, М.Н. Васюкова (2021) описаны анатомические изменения до и после пульмонэктомии, обоснованы топографо-анатомические закономерности постпневмонэктомических изменений в грудной полости [8]. П.В. Самойлов (2015) представил данные о топографии и анатомии средостения после операции Льюиса. Для этого была проведена компьютерная томография грудной клетки 115 человек без патологии органов пищеварения и 40 пациентов, у которых был диагностирован рак грудного отдела пищевода. Выявлено, что в послеоперационном периоде увеличивается поперечный размер заднего средостения и происходит смещение его вправо. При этом расширяется пищевод, смещается трахея, левый главный бронх, аорта и сердце [9].

Изучение анатомии средостения в норме и при раке грудного отдела пищевода проводил также А.Е. Рыков. В исследовании представлены индивидуальные, половые, возрастные изменения антропометрических параметров средостения и его органов. Так, размерные параметры пищевода у мужчин больше, расположение его латеральнее, дальше от грудины и позвоночника. У людей с брахиморфной грудной клеткой размеры пищевода больше, чем у людей с долихоморфной. С возрастом нижний отдел пищевода расширяется. При раке грудного отдела пищевода автор описывает смещение сердца кпереди и влево, трахеи и левого главного бронха кпереди, нисходящего отдела грудной аорты влево и кзади [10].

Топографию забрюшинного пространства после нефрэктомии изучали С.В. Чемезов и Ю.В. Монина (2014). Оказалось, что при отсутствии почки справа в остаточное пространство перемещается правая доля печени, восходящая ободочная кишка, головка поджелудочной железы. После левосторонней нефрэктомии происходит смещение нисходящей ободочной кишки, поджелудочной железы, селезенки. Отмечено, что, помимо положения, меняются размеры и форма органов [11].

Анализ литературы показал, что если после операций на легких, грудном отделе пищевода, почке существует клинико-анатомическая база данных, то для патологии щитовидной железы и радикальных операций в области шеи сведений в публикациях нет. Подобные исследования могут быть интересными, так как анатомические факторы фиксации и стабилизации органов шеи отличаются от изученных локализаций ввиду отсутствия стенок и внутриполостного давления. Кроме того, оценка до- и послеоперационных изменений необходима для совершенствования хирургической техники при повторных операциях на щитовидной железе.

Цель исследования – описать топографическую анатомию пищевода до и после тиреоидэктомии по результатам магнитно-резонансной томографии.

Материалы и методы исследования

Изучены данные до- и послеоперационной магнитно-резонансной томографии мягких тканей шеи у 61 пациента. Среди них было 8 мужчин и 53 женщины в возрасте от 37 до 75 лет. В исследование включены пациенты, у которых диагностирован многоузловой коллоидный или диффузно-узловой токсический зоб, аутоимунный тиреоидит. Увеличение органа было обусловлено равномерным поражением обеих долей в пределах границ шеи. Объем щитовидной железы по результатам ультразвукового исследования был более 100 см3. Жалобы на дисфагию предъявляли 11 % пациентов. Остальные обратились за медицинской помощью в связи с изменением конфигурации шеи. Всем пациентам была выполнена тиреоидэктомия. Послеоперационный период протекал без осложнений. Исследования проводились после получения информированного согласия пациента.

На томограммах, выполненных до оперативного вмешательства, через два, шесть и двенадцать месяцев после тиреоидэктомии, оценивали топографию пищевода в трех плоскостях: аксиальной, фронтальной и сагиттальной. Измеряли количественные параметры органа, его поперечную, переднезаднюю и угловую диспозиции. Смещение оценивали относительно горизонтальной и вертикальной линий, проведенных через середину тела и передний край шейного позвонка. Скелетотопически срез привязывали к шестому, седьмому шейному и первому грудному позвонкам. При необходимости вводили дополнительные уровни. Статистический анализ проводили с помощью программы Statistica 6.0.

Результаты и их обсуждение

При изучении дооперационных магнитно-резонансных томограмм мягких тканей шеи топография шейного отдела пищевода соответствовала классическим представлениям о хирургической анатомии органа. Несмотря на значительный объем щитовидной железы, смещения и сдавления пищевода не обнаружено (рис. 1).

 

Рис. 1. Пациент К., 44 года. Диагноз: многоузловой коллоидный зоб, эутиреоз. Объем щитовидной железы 173 см3. Смещение и сдавление пищевода отсутствует

 

Оценка томографических срезов через 12 месяцев после хирургического вмешательства позволила определить изменение формы просвета пищевода за счет увеличения его переднезаднего размера и перемещение органа к левой боковой стенке трахеи (рис. 2).

 

Рис. 2. Пациент К., 44 года. Диагноз: многоузловой коллоидный зоб, эутиреоз. Объем щитовидной железы 173 см3. Состояние через 12 месяцев после тиреоидэктомии. Расположение пищевода у левой боковой стенки трахеи. Увеличение переднезаднего размера пищевода

 

Просвет пищевода в послеоперационном периоде увеличивался в переднезаднем направлении. Дооперационная медиана этого параметра составляла 0,37 см. Через два месяца после тиреоидэктомии он также соответствовал дооперационным значениям. Однако через шесть месяцев после хирургического вмешательства наблюдали его увеличение в среднем на 1,3 см. Через шесть месяцев медиана переднезаднего размера органа увеличилась в 4 раза, через 12 месяцев – в 6 раз, что достоверно превышает дооперационные значения (Т-критерий Вилкоксона, p ≤ 0,01). Орган приобрел шаровидную форму (табл. 1).

 

Таблица 1

Сравнение медиан переднезаднего размера пищевода до операции, через два, шесть и 12 месяцев после вмешательства

Уровень среза

Медиана переднезаднего размера пищевода, см

Т-критерий

Вилкоксона

до

операции

через два

мес. после

операции

через шесть

мес. после

операции

через 12

мес. после

операции

С VI (шестой шейный
позвонок)

0,37

0,45

1,8*

2,3**

*p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

С VII (седьмой шейный
позвонок)

0,34

0,4

1,76*

2,6**

*p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

Th1 (первый грудной
позвонок)

0,4

0,48

1,74*

1,96**

* p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

Примечание: здесь и в табл. 2, 3: * p ≤ 0,01 (Т-критерий Вилкоксона) – показатель через шесть месяцев после операции относительно дооперационного значения; **p ≤ 0,01 (Т-критерий Вилкоксона) – показатель через 12 месяцев после операции относительно дооперационного значения.

 

Одновременно с расширением пищевода происходило его смещение к левой боковой стенке трахеи. До операции медиана смещения относительно вертикальной оси составляла 0,32 см. Через два месяца после операции она возросла до 0,41 см, через шесть месяцев – до 1,1 см, а через 12 месяцев – до 2,12 см. Смещение пищевода по горизонтальной оси влево наблюдали со второго месяца послеоперационного периода, и в 73 % случаев пищевод через год после тиреоидэктомии располагался параллельно трахее (табл. 2, 3).

 

Таблица 2

Медиана смещения пищевода относительно вертикальной оси до операции, через два, шесть и 12 месяцев после вмешательства

Уровень

среза

Медиана смещения пищевода по вертикальной оси, см

Т-критерий

Вилкоксона

до

операции

через два

мес. после

операции

через шесть

мес. после

операции

через 12

мес. после

операции

С VI (шестой
шейный позвонок)

0,3

0,42

0,9*

2,0**

* p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

С VII (седьмой
шейный позвонок)

0,39

0,49

1,1*

2,4**

* p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

Th1 (первый
грудной позвонок)

0,42

0,62

1,4*

1,98**

* p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

 

В литературе представлены единичные публикации о топографической анатомии щитовидной железы при увеличении ее объема [12]. Сведений о послеоперационных изменениях топографии органов шеи после тиреоидэктомии нами не найдено. Обнаруженные анатомические изменения, вероятно, связаны интраоперационным разрушением соединительнотканных структур, связывающих щитовидную железу с другими органами и фиксирующих заднюю поверхность органа к гортани, трахее и пищеводу.

 

Таблица 3

Медиана смещения пищевода относительно горизонтальной оси до операции

Уровень среза

Медиана смещения пищевода по вертикальной оси, см

Т-критерий

Вилкоксона

до

операции

через два

мес. после

операции

через

шесть мес.

после

операции

через 12

мес. после

операции

С VI (шестой шейный
позвонок)

0,14

0,24

0,73*

0,83*

* p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

С VII (седьмой шейный
позвонок)

0,11

0,26

0,62*

0,64*

* p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

Th1 (первый грудной
позвонок)

0,21

0,27

0,71*

0,79*

* p ≤ 0,01

** p ≤ 0,01

 

Выводы

В течение года после тиреоидэктомии происходят изменения формы, диаметра шейного отдела пищевода и его топографии. Через 12 месяцев после удаления щитовидной железы увеличивается переднезадний размер пищевода в шесть раз, по сравнению с дооперационным, происходит его смещение к левой боковой стенке трахеи относительно вертикальной оси на 2,12 см. Полученные результаты могут быть полезны при повторных хирургических вмешательствах в этой области.

 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

×

Об авторах

А. С. Жирнова

Оренбургский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oringirl@mail.ru

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии

 

Россия, Оренбург

О. М. Абрамзон

Оренбургский государственный медицинский университет

Email: oringirl@mail.ru

доктор медицинских наук, профессор кафедры общей хирургии

Россия, Оренбург

С. Н. Лященко

Оренбургский государственный медицинский университет

Email: oringirl@mail.ru

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С. Михайлова

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Пампутис С.Н., Беляков И.Е., Дякив А.Д., Александров Ю.К. Особенности предоперационного обследования пациентов с зобом больших размеров. Практическая медицина 2019; 4 (37): 145–148 / Pamputis S.N., Belyakov I.E., Dyakiv A.D., Aleksandrov Y.K. Features of preoperative examination of patients with large goiter. Practical Medicine 2019; 4 (185): 145–148 (in Russian).
  2. Позднякова А.В., Поздняков Д.А., Малеков О.Ф. Лучевая диагностика узловых новообразований щитовидной железы. Визуализация в медицине 2020; 1 (5): 25–31 / Pozdnyakova A.V., Pozdnyakov D.A., Malekov O.F. Radiation diagnostics of nodular neoplasms of the thyroid gland. Visualization in Medicine 2020; 1 (5): 25–31 (in Russian).
  3. Карпатский И.В. Роль современных методов диагностики в определении хирургической тактики у больных шейнозагрудинным зобом.Children´s Medicine of the North-West 2023; 2 (126): 103–112 / Karpatsky I.V. The role of modern diagnostic methods in determining surgical tactics in patients with cervical retrosternal goiter. Children's Medicine of the North-West 2023; 2 (126): 103–112 (in Russian).
  4. Мадрагимова Б.Х. Диагностика очаговых изменений щитовидной железы. Экономика и социум 2022; 4–3 (95): 25–28 / Madragimova B.Kh. Diagnostics of focal changes in the thyroid gland. Economy and Society 2022; 4–3 (95): 25–28 (in Russian).
  5. Deniz M.A., Turmak M., Hattapoglu S., Akbudak I., Tay M. Evaluation of thyroid Zuckerkandl tubercle by computed tomography. Surg Radiol Anat. 2022; 44 (6): 907–912.
  6. Yi X., Zhao P., Song Q., Yuan X., Wang Z. Age-related Changes in Computed Tomography Density of Thyroid Gland in Children: A Single-Center Retrospective Study in Northern China. J Comput Assist Tomogr. 2022; 46 (199): 145–149.
  7. Фатеев И.Н. Количественные параметры щитовидной железы по результатам компьютерной томографии и ультразвукового исследования. Альманах молодой науки 2018; 2 (10): 38–43 / Fateev I.N. Quantitative parameters of the thyroid gland based on the results of computed tomography and ultrasound examination. Almanac of Young Science 2018; 2 (10): 38–43 (in Russian).
  8. Васюков М.Н., Каган И.И., Третьяков А.А. Анатомо-метрическая характеристика и динамика изменений плевральной полости после пневмонэктомии. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова 2021; 5 (17): 32–41 / Vasyukov M.N., Kagan I.I., Tretyakov A.A. Anatomical and metric characteristics and dynamics of changes in the pleural cavity after pneumonectomy. Surgery. Journal im. N.I. Pirogov 2021; 5 (17): 32–41 (in Russian).
  9. Корнякова А.Р., Иванов К.М., Чемезов С.В., Самойлов П.В. Влияние операции типа Льюиса на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем у больных с различной локализацией рака пищевода. Оренбургский медицинский вестник 2015; 4 (12): 23–27. /Kornyakova A.R., Ivanov K.M., Chemezov S.V., Samoilov P.V. The influence of Lewis-type surgery on the functional state of the cardiovascular and respiratory systems in patients with different localizations of esophageal cancer. Orenburg Medical Bulletin 2015; 4 (12): 23–27 (in Russian).
  10. Рыков А.Е., Самойлов П.В. Топографо-анатомические изменения в средостении при раке пищевода. Морфология 2010; 4 (91): 168 / Rykov A.E., Samoilov P.V. Topographic and anatomical changes in the mediastinum in esophageal cancer. Morphology 2010; 4 (91): 168 (in Russian).
  11. Монина Ю.В., Чемезов С.В. Особенности компьютерно-томографической анатомии забрюшинного пространства после нефрэктомий. Креативная хирургия и онкология 2014; 3 (21): 52–54 / Monina Yu.V., Chemezov S.V. Features of computed tomographic anatomy of the retroperitoneal space after nephrectomies. Creative surgery and oncology 2014; 3 (21): 52–54 (in Russian).
  12. Каган И.И., Фатеев И.Н. Топографо-анатомические особенности щитовидной железы по данным компьютерной томографии. Морфология 2007; 4 (26): 56–60 / Kagan I.I., Fateev I.N. Topographical anatomical features of the thyroid gland according to computed tomography data. Morphology 2007; 4 (26): 56–60 (in Russian).
  13. Фатеев И.Н. Закономерности микрохирургической, ультразвуковой и компьютерно-томографической анатомии щитовидной железы и их клиническое значение. Клиническая анатомия и экспериментальная хирургия 2008; 8 (4): 248–259 / Fateev I.N. Patterns of microsurgical, ultrasound and computed tomographic anatomy of the thyroid gland and their clinical significance. Clinical Anatomy and Experimental Surgery 2008; 8 (4): 248–259 (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Пациент К., 44 года. Диагноз: многоузловой коллоидный зоб, эутиреоз. Объем щитовидной железы 173 см3. Смещение и сдавление пищевода отсутствует

Скачать (93KB)
3. Рис. 2. Пациент К., 44 года. Диагноз: многоузловой коллоидный зоб, эутиреоз. Объем щитовидной железы 173 см3. Состояние через 12 месяцев после тиреоидэктомии. Расположение пищевода у левой боковой стенки трахеи. Увеличение переднезаднего размера пищевода

Скачать (96KB)

© Эко-Вектор, 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.