Возрастные аспекты паразитарной заболеваемости детского населения города Перми
- Авторы: Кочергина Е.А.1, Проскурнова Ю.Н.1, Гущин М.О.1
-
Учреждения:
- Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
- Выпуск: Том 38, № 4 (2021)
- Страницы: 142-149
- Раздел: Профилактическая и социальная медицина
- Статья получена: 03.01.2022
- Статья одобрена: 03.01.2022
- Статья опубликована: 15.08.2021
- URL: https://permmedjournal.ru/PMJ/article/view/95876
- DOI: https://doi.org/10.17816/pmj384142-149
- ID: 95876
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Материалы и методы. Ретроспективно проанализированы ежемесячные отчеты Центра гигиены и эпидемиологии Пермского края за 2015–2020 гг., включающие динамику заболеваемости гельминтозами среди четырех возрастных групп детей: от месяца до 2 лет, 3–6, 7–14 и 15–17 лет.
Результаты. В структуре заболеваемости города Перми преобладают такие инвазии, как энтеробиоз, аскаридоз и токсокароз. За последние пять лет отмечается рост заболеваемости энтеробиозом на 16 %, но при этом рост заболеваемости аскаридозом и токсокарозом снижается – 18 и 25 % соответственно. В сравнении с заболеваемостью детского населения паразитарными инвазиями в Российской Федерации, темпы снижения остаются недостаточными, и заболеваемость энтеробиозом превышает общероссийскую в 2,8 раза, аскаридозом в 2,7 раза, токсокарозом в 4,3 раза. Кроме этого, по результатам исследования установлено, что пик заболеваемости каждой нозологией приходится на дошкольный возраст – от 3 до 6 лет. Именно в этом возрастном периоде дети впервые поступают в организованные коллективы, знакомятся с миром посредством принципа «попробовать на вкус» и имеют низкие санитарные навыки.
Выводы. Рутинный паразитарный скрининг является эффективным, так как в 2020 г. более половины заболевшего детского населения города Перми было выявлено при проведении профилактических обследований (65,7 %), и лишь в 34,3 % случаев диагноз паразитарной инвазии установлен на основании клинических данных.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Гельминтозы – большая группа паразитарных заболеваний, вызываемых гельминтами в результате их жизнедеятельности в организме человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более 4,5 млрд населения земного шара поражена гельминтозами. Считается, что истинный уровень поражения паразитарными болезнями значительно выше официальных цифр. В Российской Федерации (РФ) заболеваемость гельминтозами остается на стабильно высоком уровне, а по некоторым нозологиям даже имеет тенденцию к росту [1]. Это связано с ухудшением экологической обстановки, миграционными процессами, увеличением контакта человека с землей, животными и другими факторами, а также низкой настороженностью медицинских работников в отношении этих заболеваний. Гельминтозы наносят серьезный вред здоровью человека, особенно детскому организму: кроме механического воздействия на слизистую ЖКТ, вызывают токсико-аллергические реакции, снижают эффективность вакцинации, отрицательно влияют на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Тканевые гельминтозы, такие как токсокароз, являются триггерами тяжелой аллергической патологии, способствуют хронизации воспалительных процессов и нарушают функцию органов, где происходит миграция личинок [2, 3].
Цель исследования – проанализировать динамику и возрастные особенности заболеваемости гельминтозами детского населения, проживающего на территории г. Перми.
Материалы и методы исследования
Проведен ретроспективный анализ заболеваемости гельминтозами детей г. Перми за период 2015–2020 гг., в четырех возрастных группах: от месяца до 2 лет, 3–6, 7–14 и 15–17 лет. Для анализа использовали данные, предоставленные Центром гигиены и эпидемиологии Пермского края.
Материалы исследования были подвергнуты статистическому анализу. Накопление данных и визуализация результатов проводилась в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Номинальные данные описывались с указанием абсолютных значений и процентных долей. При сравнении номинальных данных использовали критерий χ2 Пирсона, относительные показатели сравнивали, используя показатель отношения шансов. Прогнозирование заболеваемости осуществляли в электронных таблицах при помощи алгоритма экспоненциального сглаживания (ETS). Точность прогноза оценивали при помощи доверительного интервала (ДИ) – диапазона вокруг каждого предсказанного значения, в который в соответствии с прогнозом (при нормальном распределении) предположительно должны попасть 95 % точек, относящихся к будущему.
Результаты и их обсуждение
Всего среди детей, проживающих в г. Перми, в 2020 г. зарегистрировано пять нозологических форм гельминтозов (рис. 1). Наиболее часто выявляемыми инвазиями в течение пяти лет являются энтеробиоз, аскаридоз и токсокароз.
Рис. 1. Заболеваемость гельминтозами детей в г. Перми в 2020 г., на 100 тыс. населения * – показатель заболеваемости энтеробиозом детей г. Перми в 2020 г. составляет 1735,6 на 100 тыс. населения. На диаграмме показатель поделен на 10 для наглядности рисунка
В динамике за пять лет можно отметить, что для энтеробиоза у детей г. Перми характерен рост заболеваемости на 16 %, для аскаридоза и токсокароза – снижение на 18 и 25 % соответственно. Однако, в сравнении с заболеваемостью детского населения паразитарными инвазиями в Российской Федерации (РФ), темпы снижения остаются недостаточными, и заболеваемость энтеробиозом превышает общероссийскую в 2,8 раза, аскаридозом в 2,7 раза, токсокарозом в 4,3 раза (рис. 2).
Рис. 2. Заболеваемость гельминтозами в Перми в сравнении с РФ, на 100 тыс. населения
Учитывая неблагоприятные тенденции заболеваемости детского населения г. Перми паразитарными инвазиями, посчитали актуальным построение прогностических моделей, в результате которого получилось следующее: для энтеробиоза прогнозируется рост заболеваемости в ближайшие два года до 427 на 100 тыс. (ДИ 48), для аскаридоза – снижение заболеваемости до 32,0 на 100 тыс. (ДИ 11,6), для токсокароза – снижение до 6,1 на 100 тыс. (ДИ 2,8) (рис. 3).
Рис. 3. Прогноз заболеваемости гельминтозами среди детей г. Перми: а – энтеробиоз; б – аскаридоз; в – токсокароз
Наиболее уязвимым возрастом для паразитарных инвазий является преддошкольный период. В этом возрастном периоде дети впервые поступают в организованные коллективы, знакомятся с миром посредством принципа «попробовать на вкус» и имеют низкие санитарные навыки. Возрастная структура заболеваемости энтеробиозом детей г. Перми остается постоянной, и в 2020 г. была следующей: дети до 2 лет – 6,8 %; от 3 до 6 лет – 57,3 %; от 7 до 14 лет – 34,6 %; 15–17 лет – 1,3 %.
Особенностью энтеробиоза является его высокая контагиозность, что обусловливает высокую заболеваемость детей в период социализации, хотя единичные случаи могут регистрироваться уже в раннем возрасте. Это, как правило, дети из семейных очагов, где не соблюдаются гигиенические принципы. Для этого гельминтоза описана группа риска, к которой относятся дети из многодетных и социально неблагополучных семей, длительно и часто болеющие дети, получавшие искусственное вскармливание и дети с отставанием в умственном развитии [4].
Высокая заболеваемость энтеробиозом в группе детей от 3 до 6 лет, кроме того, обусловлена и отсутствием факторов приобретенного иммунитета против конкретного возбудителя [2]. В возрастной группе от 7 до 14 лет пораженность энтеробиозом закономерно снижается почти в три раза. В России эпидемиологическая обстановка по заболеваемости энтеробиозом несколько отличается: наиболее подверженная энтеробиозу возрастная группа – дети от 7 до 14 лет [5].
Возрастная структура заболеваемости аскаридозом и токсокарозом детей г. Перми постоянна и соответствует общероссийской [6]. В 2020 г. половину больных аскаридозом (56,8 %) составили дети в возрасте 3–6 лет, до 2 лет – 32,4 %, от 7 до 14 лет – 10,8 %.
Для токсокароза отмечается та же тенденция: большинство больных (72,7 %) имели возраст 3–6 лет, 18,2 % – от 7 до 14 лет и меньше всего токсокароз регистрировался в возрасте до 2 лет – 9,1 %.
Данные о заболеваемости токсокарозом на территории РФ не имеют достоверности, так как в некоторых регионах не отработана диагностика токсокароза, в связи с чем данная нозология в ряде территорий и областей не регистрируется [6].
Аскаридоз и токсокароз относятся к группе геогельминтов, и хотя обсемененность почвы яйцами токсокар значительно выше, чем яйцами аскарид, заболеваемость аскаридозом среди детей значительно больше. Причина такой разницы в особенностях жизненного цикла и методах диагностики этих инвазий. При аскаридозе есть отхождение гельминта, что облегчает постановку диагноза, а основным методом диагностики является рутинное исследование кала на яйца гельминта, доступное в любом лечебном учреждении [7, 8].
Токсокароз – это тканевой гельминтоз, при заражении не образуется взрослая особь, нет яйцепродукции, человек для гельминта «экологический тупик». Все патологическое воздействие наносят личинки, которые проникают в любой орган и ткань. В связи с многообразием клинических проявлений и степени выраженности симптомов и признаков при токсокарозе педиатр часто затрудняется поставить диагноз и даже не думает о паразитарном заболевании, вследствие чего имеют место ошибки и поздняя диагностика заболевания. Для выявления токсокароза существенное значение имеет эпидемиологический анамнез, наличие эозинофилии, лейкоцитоз и повышенное СОЭ. Стандартным методом подтверждения диагноза является иммуноферментный анализ (ИФА) с токсокарным антигеном, чувствительность метода 78 %, специфичность – 92 % [9].
Выводы
- За последние пять лет отмечается рост заболеваемости энтеробиозом, тогда как рост заболеваемости аскаридозом и тосокарозом снижается.
- На 2021–2022 гг. прогнозируется увеличение числа заболевших энтеробиозом и снижение случаев заражения аскаридозом и токсокарозом
- Результаты анализа показывают, что рутинный паразитарный скрининг является эффективным, так как в 2020 г. более половины заболевших детей г. Перми были выявлены при проведении профилактических обследований (65,7 %), и лишь в 34,3 % случаев диагноз паразитарной инвазии был установлен на основании клинических данных.
В помощь практикующему врачу: необходимо помнить, что глистные инвазии имеют множество клинических «масок», что затрудняет дифференциально-диагностический поиск.
В отношении паразитарных заболеваний особое внимание следует обратить на пациентов в возрасте от 3 до 6 лет и организовать санитарно-профилактические мероприятия. К последним относятся мытье рук с мылом и теплой водой после посещения туалета, смены подгузников и перед приемом пищи – самый успешный способ предотвратить заражение гельминтами. Чтобы остановить распространение гельминтов и возможное повторное заражение, инфицированные люди должны принимать душ каждое утро, чтобы удалить с кожи большое количество яиц. Принятие душа – лучший метод по сравнению с ванной, так как душ позволяет избежать загрязнения воды в ванне яйцами остриц. Инфицированные люди не должны купаться вместе с другими [9, 10].
Кроме того, частая смена нательного и постельного белья с утра является отличным способом предотвращения возможной передачи яиц в окружающую среду и снижает риск повторного заражения. Вещи нельзя встряхивать, а осторожно поместить в стиральную машину и стирать в горячей воде с последующей сушкой в горячей сушилке, чтобы уничтожить все яйца, которые могут там оказаться [9].
Для диагностики гельминтозов важно соблюдать правила забора биоматериала. Для энтеробиоза – это соскоб на яйца остриц с перианальных складок в утренние часы без предварительных гигиенических процедур. Для аскаридоза основным методом является микроскопия кала, для которого необходимо собрать кал из трех точек: начальной, средней и конечной. Эти особенности подготовки к исследованиям должны объясняться родителям. Для своевременной диагностики токсокароза при выявлении эозинофилии в периферической крови, а также у детей с геофагией показано дальнейшее обследование методом ИФА с токсокарозным антигеном [11].
Об авторах
Е. А. Кочергина
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Автор, ответственный за переписку.
Email: keaperm@mail.ru
доцент кафедры педиатрии с курсом поликлинической педиатрии, кандидат медицинских наук
Россия, г. ПермьЮ. Н. Проскурнова
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Email: keaperm@mail.ru
студентка VI курса педиатрического факультета
Россия, г. ПермьМ. О. Гущин
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Email: keaperm@mail.ru
студент VI курса педиатрического факультета
Россия, г. ПермьСписок литературы
- Давыдова И.В. Гельминтозы, регистрируемые на территории Российской Федерации: эпидемиологическая ситуация, особенности биологии паразитов, патогенез, клиника, диагностика, этиотропная терапия. Consilium Medicum 2017; 19(8): 32–40.
- Лысенко А.Я., Владимова М.Г., Кондрашин A.B., Майори Дж. Клиническая паразитология: руководство. Женева: ВОЗ 2002; 752.
- Jill E. Weatherhead, Peter J. Hotez, Rojelio Mejia. The Global State of Helminth Control and Elimination in Children. Pediatric Clinics of North America 2017; 64(4): 867–877.
- Kei Owada, Mark Nielsen, Colleen L. Lau, Archie C. A. Clements, Laith Yakob, Ricardo J. Soares Magalhães. Measuring the Effect of Soil-Transmitted Helminth Infections on Cognitive Function in Children: Systematic Review and Critical Appraisal of Evidence. Advances in Parasitology 2017; 68: 1–37.
- Блохин Б.М., Прохорова А.Д., Суюндукова А.С., Лобушкова И.П. Актуальные аспекты диагностики и лечения глистных инвазий. Педиатрия 2020; 4: 66.
- О заболеваемости геогельминтозами в Российской Федерации в 2015 году: письмо Роспотребнадзора. М. 2016; 01/13265-16-27.
- Teman I., Endalew Z. et al. Epidemiology of soil-transmitted helminths and Schistosoma mansoni: a baseline survery among school children, Ejaji, Ethiopia. The Journal of Infection in Developing Countries 2018; 12 (12).
- Андреева А.О., Головченко Н.В., Журавлев А.С. Токсокароз у детей: эпидемиологические, клинические и лабораторные аспекты. Русский медицинский журнал 2020; 4 (9).
- Parasites, available at: https://www.cdc.gov/ parasites/pinworm/prevent.html.
- Kristjana H Asbjörnsdottir, Arianna R. Means, Marleen Werkman, Judd L. Walson. Prospects for elimination of soil-transmitted helminths. Current Opinion in Infectious Diseases 2017; 30(5): 482–488.
- Naomi E. Clarke, Archie C.A. Clements, Suhail A. Doi, Dongxu Wang, Suzy J. Campbell, Darren Gray, Susana V Nery. Differential effect of mass deworming and targeted deworming for soil-transmitted helminth control in children: a systematic review and meta-analysis. The Lancet 2017; 21: 287–297.
Дополнительные файлы
