Modern view of medical university students on euthanasia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Objective. To assess the level of knowledge and identify the modern view of medical students on the procedure of euthanasia.

Material and methods. During the study, 100 students of medical university were surveyed. More than half (52 %) of respondents aged 20–21, 36 % were young people aged 22–23, 10 % – students aged 18–19 and the remaining 2 % were respondents aged 24–25.

Results. During the survey of students, it was revealed that despite the fact that half (50 %) of students are adherents of the main world religions (who have a negative attitude towards the euthanasia procedure), only 7 % were against euthanasia because of religious considerations. Only one fifth of the students (23 %) knew about all options for euthanasia. In addition, 18 % of those surveyed did not know about any option for euthanasia. Almost half (47.5 %) of the students answered that everyone should manage life as they want, and the same part (47.5 %) of respondents – that this decision depends on the circumstances. Moreover, almost half (47 %) of the students would agree to euthanasia for relatives in case of a serious illness.

Conclusions. Such a procedure as euthanasia cannot have an unambiguous assessment. Despite the acquired medical knowledge, our students still do not have enough information about the procedure itself to rationally evaluate all the advantages and disadvantages.

Full Text

Введение

Термин «эвтаназия» впервые был употреблен Френсисом Беконом в XVII в. для определения «легкой смерти». Первые общества в поддержку эвтаназии возникли в 1934 г. в Англии и в 1935 г. В США.

Эвтаназия – слово греческого происхождения совместившее в себе два понятия: «танатос» – смерть и «эв» («эй», «эу») – хороший, благий, т.е. «хорошая, благая смерть».

В научной литературе используются различные написания этого термина [1]. Этический кодекс РФ в ст. 14 предусматривает: «Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких – недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии».

Настоящее понимание явления, носящего названия эвтаназии, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, религиозный, моральный и юридический.

В последнем издании Большой Медицинской Энциклопедии говорится: «Эвтаназия – намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий» [2].

В современной науке термин трактуется как устранение страданий при инкурабельных болезнях с помощью анестетиков, или наркотиков в смертельных дозах. Однако религия, закон и медицинская этика отвергают все формы самоуничтожения.

Одним из первых государств в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Благоприятные условия для эвтаназии существовали там ещё с 1984 г., когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. В 1993 г. здесь был издан специальный список из 12 обязательных пунктов, который и был положен в основу закона об эвтаназии. 1 апреля 2002 г. закон официально вступил в силу, и Нидерланды стали первой страной в мире, законодательно закрепившей за смертельно больными пациентами право на активную эвтаназию [3]. Далее эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 г., а с апреля 2005 г. в аптеках Бельгии появились специальные наборы, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства. Данный набор может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из аптек, имеющих необходимую лицензию [4]. Также в 2014 г. палата представителей Бельгии проголосовала за легализацию детской эвтаназии. И уже в марте 2014 г. Король Бельгии Филипп подписал данный закон, несмотря на то что ему была предоставлена петиция католического движения Citizen Go против легализации добровольного ухода из жизни детей при помощи врачей.

В России в 2012 г. было проведено исследование фондом «Общественное мнение», которое показало, что в нашей стране оказалось поровну сторонников и противников эвтаназии [5].

Результаты и их обсуждение

Непосредственное отношение к процедуре эвтаназии имеют врачи, которые сталкиваются с данной проблемой в своей профессиональной практике. Поэтому мы решили узнать, как будущие врачи – студенты ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера – относятся к данной проблеме. Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Общее количество участников – 100 студентов. Больше половины (52 %) респондентов находились в возрасте 20–21 года, 36 % – это молодые люди в возрасте 22–23 лет, 10 % – это студенты в возрасте 18–19 лет и оставшиеся 2 % составили респонденты в возрасте 24–25 лет.

Мировоззрение и регуляцию многих вопросов в жизни человека определяет его приверженность к той или иной религии. Поэтому первым вопросом, который мы задали, был «Какой религии вы придерживаетесь?»: 46 % респондентов ответили, что придерживаются православия, треть из опрошенных студентов (35 %) – атеисты, 11 % затрудняются ответить на данный вопрос, 4 % исповедуют ислам и оставшиеся студенты придерживаются буддизма, католицизма, протестантизма и агностицизма – по 1 % соответственно. Следовательно, можно прийти к выводу что половина студентов – приверженцы мировых религий, которые могут отнестись негативно к процедуре эвтаназии из-за того, что их религия запрещает данную процедуру. Но, как показывает опрос, среди наших студентов лишь 7 % высказались против эвтаназии из-за религиозных соображений.

Есть множество различных определений слова «эвтаназия». Мы выбрали наиболее популярные из них и решили задать вопрос «Какие определения слова эвтаназия Вам кажется наиболее подходящем?». Половине студентов (51 %) показалось наиболее подходящим определение «Ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе и прекращение мероприятий по искусственному поддержанию жизни пациента». И второй вариант по популярности (его выбрали 47 % опрошенных) это определение «Безболезненное умерщвление неизлечимо больного человека, получившего тяжелое увечье, с целью прекращения его мук и страданий».

По характеру эвтаназию принято делить на активную и пассивную. Активная эвтаназия осуществляется путем активных медико-социальных действий врача. Пассивная эвтаназия предполагает отказ от проведения или прекращение медико-социальных мероприятий, направленных на спасение жизни пациента. С точки зрения роли волеизъявления пациента в акте эвтаназии последняя может быть добровольной или принудительной. Добровольная эвтаназия основана на «доброй воле», свободном желании дееспособного, вменяемого пациента. Осознание пациентом последствий осуществляемого на основании его просьбы акта является обязательным признаком добровольной эвтаназии. Принудительная эвтаназия заключается в том, что на волеизъявление пациента оказывается давление со стороны семьи, а также с врачебной стороны. Также если врач руководствуется в вопросе эвтаназии только желаниями родственников, не учитывая по каким-либо причинам сторону пациента, то это тоже является принудительной эвтаназией [2]. Все представленные выше варианты эвтаназии мы предложили студентам в качестве ответа на вопрос «Какие виды эвтаназии Вы знаете?». Знали обо всех вариантах эвтаназии только лишь 23 % студентов, что является невысоким показателем осведомленности студентов по этому поводу. А 18 % опрошенных не знали не об одном варианте из предложенных.

Следующий взаимосвязанный вопрос, который мы задали респондентам: «Эвтаназия и должна быть исключительно добровольной или может быть принудительной (т.е. с согласия родственников и заключением врачей, но без согласия пациента)?» 43 % считают, что возможны оба варианта, а 35 % студентов считают, что эвтаназия должна быть исключительно добровольной.

В современном мире актуальна дилемма между правом человека на жизнь и на смерть, и это настоящий вызов современному миру как в этическом плане, так и в законодательном. Поэтому мы решили узнать, а как студенты относятся к данной проблеме, и задали следующие вопросы, первый из них: «Допустим ли сознательный уход из жизни?». Здесь мнения студентов разошлись на два крупных лагеря. 47,5 % студентов ответили, что каждый человек имеет право распоряжаться жизнью так, как он хочет. 47,5 % опрошенных ответили, что всё зависит от обстоятельств, в которых прибывает сейчас человек. И оставшиеся 5 % сказали, что ни при каких условиях недопустим сознательный уход из жизни. И на второй вопрос: «Считаете ли Вы, что человек имеет право на достойную смерть (т.е. безболезненную смерть в спокойной обстановке)?», почти все (94 %) студенты ответили положительно.

Далее респондентам был задан вопрос: «В случае тяжелого и болезненного умирания родственника согласились бы Вы на эвтаназию?». 46 % ответили, что они бы согласились на проведение их близким родственникам данной процедуры. Такое же количество респондентов затрудняются ответить на данный вопрос. 8 % не согласились бы на проведение данной процедуры своим родственникам.

И здесь встает вопрос «Считается ли эвтаназия актом милосердия?», ведь проявление милосердия – это сострадательное, доброжелательное отношение к человеку, и считается одним из светлых человеческих качеств уже долгие века. Больше половины (65 %) опрошенных ответили, что считают эвтаназию актом милосердия.

На вопрос о легализации эвтаназии сложно ответить однозначно, этот вопрос требует тщательной проработки во многих сферах общества. Если говорить об общемировой практике легализации, то уже существуют международные нормо-правовые акты, которые регулируют процедуру эвтаназии. Чтобы узнать отношение к распространению эвтаназии в общемировом поле, мы задали вопрос «Допускаете ли Вы введение эвтаназии в современную общемировую клиническую практику?». Большинство (73 %) респондентов согласились с общемировым введением, а 11 % были против.

Далее мы задали два вопроса, касающиеся отношения студентов к легализации эвтаназии, при этом ответ на вопрос мог быть не один. Это вопросы: «Если Вы за легализацию эвтаназии, то почему?» и «Если Вы против легализации эвтаназии, то почему?». Отвечая на первый вопрос, большинство студентов (73,9 %) выбрали ответ: каждый человек имеет право находясь на грани смерти, облегчить свои страдания; следующие по популярности (63,9 и 59,1 % соответственно): при отказе от эвтаназии пациент продолжит испытывать невыносимые страдания, что может рассматриваться как насилие и пытка; бывают случаи когда коматозное состояние необратимо, и искусственное поддержание жизни приносит лишь боль близким людям. Также были студенты, которые согласились с тем, что эвтаназия избавит неизлечимо больного человека от укоров совести перед родными и финансовых затрат со стороны его близких людей, а также со стороны медицинской организации, которая тратит ресурсы на поддержание жизненных функций пациента. Среди аргументов против легализации эвтаназии самым популярным (75,4 %) оказалось сомнение в том, что данная процедура будет хорошо проработана и представители органов власти не будут злоупотреблять ею. С тем, что решение об эвтаназии может быть осуществлено поспешно и невзвешенно, а в состоянии болезни практически невозможно избежать упреков совести, согласилась половина (54,4 %) опрошенных. Следующие два ответа (оба по 42,1 %) выражают обеспокоенность злоупотреблением властью со стороны медицинского персонала, а также опасение, что врач может допустить ошибку вследствие принудительного волеизъявления пациента, родственников и других людей. И, кроме того, эвтаназия противоречит кодексу медицинской этики, где заложена обязанность сохранения жизни – с этим согласились 15,6 % студентов.

Эвтаназия является сложным и долгим процессом, требующим необходимых навыков у врача, которые могут быть освоены, например, при получении специального дополнительного образования, включающего в себя не только знания и навыки в области здравоохранения, но и знания нормативно-правовых актов конкретной страны. Следовательно, был задан вопрос: «Может ли врач, с Вашей точки зрения, проводить эвтаназию, или это должен быть отдельный специалист в области здравоохранения?». Подавляющее число (85 %) респондентов понимают, что данную манипуляцию должен проводить отдельный специалист, а оставшиеся (14 %) согласны с тем, что эвтаназию может проводить врач общей практики.

Официально в большинстве стран с 18 лет гражданин имеет право осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. В том числе он самостоятельно дает разрешения на все медицинские манипуляции. Но что делать, если эвтаназию хотят провести гражданину младше 18 лет? Например, в Нидерландах, стране, являющейся родоначальнице современной эвтаназии, действует специальный закон, который регламентирует процедуру эвтаназии у детей от 12 до 18 лет. Именно этот факт подтолкнул к следующему вопросу: «По вашему мнению, право на эвтаназию должно быть только у человека старше 18 лет?». И здесь мнения разделились пополам: половина студентов считает, что право на эвтаназию должны иметь только совершеннолетние люди, а другие 50 % считают, что лица до 18 лет также имеют это право, но лишь с согласия родителей.

В этическом кодексе российского врача, а также в ст. 71 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровье граждан» указан запрет на эвтаназию в любой форме [6]. Поэтому мы задали вопрос «Как Вы думаете, на данный момент возможно ли появление эвтаназии в России?». И подавляющее большинство (80 %) респондентов сказали, что нет. А на вопрос «Какой вид эвтаназии мог бы быть легализован в РФ?» 48 % студентов ответили, что могла бы быть легализована пассивная эвтаназия, 40 % сказали, что может быть легализована как активная, так и пассивная, а оставшиеся 12 % высказались за легализацию активной эвтаназии. Нормы права показывают, что эвтаназия запрещена и наказуема. Однако некоторые нормативно-правовые акты РФ опосредованно содержат нормы, которые приводят к латентному применению пассивной эвтаназии. В связи с этим был задан вопрос «Как Вы думаете, существует ли в настоящее время "скрытая" пассивная эвтаназия в РФ?» И тут студенты разбились на два крупных лагеря: 49 % согласны с существованием «скрытой» пассивной эвтаназии в РФ, а 46 % затрудняются ответить на данный вопрос, наверное, это связано с запутанностью студентов в законах РФ, но также и с малым опытом клинической практики; оставшиеся 5 % отрицают существование «скрытой» пассивной эвтаназии.

Для того чтобы регулировать случаи, подходящие под описание «скрытой» пассивной эвтаназии в РФ, необходимо создать единый декларирующий правовой документ, который полностью исключает возможность разночтения критериев, касающихся отношения к данному социальному явлению (эвтаназии) как с медицинских, так и с юридических позиций. И с данным подходом согласились 77,2 % студента, которые в свою очередь согласились с утверждением «Эвтаназия все равно существует вне правового поля, а специальный закон будет контролировать этот процесс».

Выводы

Если сравнивать российский опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», который показал, что в нашей стране оказалось поровну сторонников и противников эвтаназии, и наш опрос, то студенты-медики в большинстве случав высказались за эвтаназию. Но студенты опасаются, что все этапы процедуры эвтаназии могут быть недостаточно проработаны с точки зрения закона, а это в дальнейшем может привести к печальным последствиям. Студенты-медики все еще недостаточно владеют информацией о процедуре, чтобы рационально оценивать все преимущества и недостатки эвтаназии. Возможно, это связано с малым опытом работы в медицинской сфере, ведь они только в начале своего пути в здравоохранении.

В результате нашего исследования можно прийти к выводу, что невозможно дать однозначную оценку такой сложной процедуре, как эвтаназия. Эвтаназия – это часть извечного философского вопроса о жизни и смерти, поэтому сформировать своё мнение об эвтаназии каждый должен для себя сам.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

×

About the authors

Yu. A. Utochkin

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: masha.little.duck@yandex.ru

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Public Health and Healthcare № 1

Russian Federation, Perm

A. V. Popovskaya

E.A. Vagner Perm State Medical University

Author for correspondence.
Email: anna12popovskaya@gmail.com

fifth-year student, Pediatric Faculty

Russian Federation, Perm

A. V. Minasanova

E.A. Vagner Perm State Medical University

Email: ala.borisova.00@mail.ru

fifth-year student, Pediatric Faculty

Russian Federation, Perm

References

  1. Gromov A.P. Euthanasia. Forensic Medical Examination 1992; 4: 3–5 (in Russian).
  2. Gulishanova I.A. The concept and types of euthanasia. Jurist – Jurist 2009; 6 (in Rus-sian).
  3. Krivonogov N.A. Modern aspects of euthanasia 2012. Vyatka Medical Bulletin 2009; 1: 127–128 (in Russian).
  4. Tyurin M.I., Litvyak L.G., Eurasian Union of Scientists 2014; 8–10 (in Russian).
  5. Pavlova M.A., Mkhitaryan L.Yu. Euthanasia. Problems of legal regulation. Bulletin of the Scientific Association of Students and Postgraduates of the Faculty of History of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Studis historica juvenum 2010; 1 (6) (in Russian).
  6. Ethical code of the Russian doctor. Moscow 1995; 11 (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70264 от 13.07.2017 г
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies