Современный взгляд в диагностике уремического псевдоперитонита и перитонита у пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии (программный гемодиализ)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Определение концентрации β2-микроглобулина и лактоферрина в сыворотке крови у пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии (программный гемодиализ), для диагностики уремического псевдоперитонита и перитонита.

Материалы и методы. Обследовано 56 пациентов, госпитализированных в хирургическое отделение ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» и ГКБ № 3 г. Астрахани, и проведено исследование концентрации β2-микроглобулина и лактоферрина в сыворотке крови больных, поступивших в экстренном порядке с подозрением на уремический псевдоперитонит или перитонит, которые получают заместительную почечную терапию (программный гемодиализ). В группу контроля включено 50 амбулаторных пациентов, находящихся на заместительной почечной терапии (программный гемодиализ). В исследование не включены пациенты с подозрением на перитонит, не получающих заместительную почечную терапию (программный гемодиализ). Период проводимого исследования – 2019–2021 гг.

Результаты. Концентрация сывороточного β2-микроглобулина статистически выше нормы у всех пациентов, получающих процедуры заместительной почечной терапии (программный гемодиализ) в анамнезе. Наиболее статистически высокая концентрация β2-микроглобулина выявлена при исследовании у пациентов при уремическом псевдоперитоните (n = 39) – 30 000 ± 6680 нг/мл. Соответствующие данные у пациентов при перитоните – 6000 ± 519,9 нг/мл. Концентрация лактоферрина статистически высокая при перитоните (n = 17) – 3480 ± 439 нг/мл, по сравнению с уремическим псевдоперитонитом – 1160 ± 148 нг/мл. В контрольной группе амбулаторных пациентов (n = 50), получающих процедуры заместительной почечной терапии (программный гемодиализ), статистически значимых отличий данных в сыворотке крови β2-микроглобулина и лактоферрина не выявлено.

Выводы. Установлена четкая зависимость концентрации β2-микроглобулина и лактоферрина от степени выраженности уремического псевдоперитонита и перитонита. Получены статистически высокие цифры концентрации β2-микроглобулина у больных с уремическим псевдоперитонитом, а уровень лактоферрина был статистически высоким при перитоните.

Полный текст

Введение

По данным крупнейших отечественных и мировых регистров, число больных, постоянно получающих заместительную почечную терапию (ЗПТ), с каждым годом неуклонно растет. С увеличением возраста и длительности ЗПТ у пациентов с хронической почечной недостаточностью наблюдается усиление проявлений коморбидной патологии, соматических и хирургических осложнений, что обусловливает ухудшение качества жизни, утяжеляет прогноза заболевания и повышает риска смерти, а также характеризуется высокой медицинской и социальной значимостью [1–3].

За последние десятилетия многие исследователи отмечают рост количества хирургических осложнений у больных, находящихся на ЗПТ, которые, к сожалению, не уменьшаются, а, наоборот, растут и служат причиной ошибочных экстренных оперативных вмешательств. Научно-технический прогресс, достижения хирургии и других медико-биологических наук не уменьшили летальность от хирургических осложнений у пациентов, в том числе находящихся на ЗПТ (программный гемодиализ), которая остается высокой и малоизученной [4–7].

Важность данной тематики определяет высокая распространенность воспалительных заболеваний внутренних органов, среди которых перитонит занимает 1/4 часть хирургических болезней, в том числе у пациентов, находящихся на ЗПТ (программный гемодиализ), в сочетании с сопутствующими заболеваниями. При недостаточной информативности общепринятых методов лабораторной и инструментальной диагностики используют лапароскопию как вынужденную манипуляцию при подозрении на «острый живот». Однако лапароскопия становится неоправданной или напрасной у пациентов, находящихся на ЗПТ (программный гемодиализ), с клиническими проявлениями «острого живота» и является одной из причин неблагоприятного течения основного заболевания [8–11].

Исходя из вышесказанного, отсутствие надежных лабораторных методов ранней и своевременной диагностики уремического псевдоперитонита и перитонита у пациентов, находящихся на ЗПТ (программный гемодиализ), затрудняет выбор врачебной тактики. За последние десятилетия активно внедряются методы своевременной и объективной диагностики тяжести воспалительного процесса с помощью лабораторных и инструментальных тестов. Однако проблема своевременной диагностики уремического псевдоперитонита и перитонита еще далека от разрешения [11–15].

При этом в доступной литературе мало данных по диагностике уремического псевдоперитонита и перитонита у пациентов, находящихся на ЗПТ (программный гемодиализ), отсутствуют исследования по данной проблеме. С позиции ранней диагностики уремического псевдоперитонита и перитонита у пациентов, находящихся на ЗПТ (программный гемодиализ), проведено исследование в динамике содержания в сыворотке крови β2-микроглобулина (β2-МГ) – одного из специфических маркеров почечной сохранности, и лактоферрина (ЛФ), который, по мнению многих исследователей, считается показателем воспаления и деструкции тканей [16–22].

Цель исследования – определение концентрации β2-МГ и ЛФ в сыворотке крови у пациентов, находящихся на ЗПТ (программный гемодиализ), для диагностики уремического псевдоперитонита и перитонита.

Материалы и методы исследования

Обследовано 56 пациентов, госпитализированных в хирургическое отделение ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» и ГКБ № 3 г. Астрахани, и проведено исследование концентрации β2-МГ и ЛФ в сыворотке крови больных, поступивших в экстренном порядке с подозрением на уремический псевдоперитонит или перитонит в анамнезе, которые получают ЗПТ (программный гемодиализ). Период проводимого исследования – 2019–2021 гг.

В исследование включены 56 больных с подозрением на перитонит, поступивших в экстренном порядке в стационар, у которых отмечен ЗПТ (программный гемодиализ) в анамнезе. Из обследованных 56 пациентов у 39 человек диагностирован уремический псевдоперитонит и у 17 – перитонит.

В группу контроля включено 50 амбулаторных пациентов, находящихся на ЗПТ (программный гемодиализ).

В исследование не включены пациенты с подозрением на перитонит, не получающие ЗПТ (программный гемодиализ) в анамнезе.

У пациентов с подозрением на перитонит при поступлении в стационар в анамнезе с ЗПТ (программный гемодиализ) исследовались в сыворотке крови концентрации β2-МГ и ЛФ. При тестировании не требовалось воздержания от приема пищи и специальной подготовки. Забор крови производился по стандартной методике в вакуум-контейнеры с последующим получением сыворотки центрифугированием после образования сгустка. Уровни концентрации β2-МГ и ЛФ в сыворотке крови тестировали иммуноферментным методом (нг/мл) тест-системами «БИОХИММАК», г. Москва.

Проведена статистическая обработка полученных результатов с помощью лицензионных программ анализа Statistica, версия 6.1 (StatSoft. Inc.), и Excel-2003 (Microsoft). Полученные значения представлены в форме среднего значения (М), стандартной ошибки среднего (m), объема выборки (n). С помощью коэффициентов асимметрии и эксцесса оценивали нормальность распределений. Достоверность различий между сравниваемыми группами показателей при соблюдении условий нормального распределения определялась с использованием критерия t Стьюдента, при несоответствии распределения нормальному использовали его аналог для непараметрических распределений − критерий U Вилкоксона – Манна – Уитни. Статистически значимыми считали результаты при р < 0,05. 

Результаты и их обсуждение

Как видно из данных таблицы, концентрация сывороточного β2-МГ статистически выше нормы у всех пациентов, получающих процедуры ЗПТ (программный гемодиализ) в анамнезе. У больных, находящихся на программном гемодиализе, концентрация β2-М Гповышена из-за нарушенной почечной экскреции [19, 23–25].

 

Концентрация β2-МГ и ЛФ в группах

Показатель

Концентрация, M ± m

Уремический псевдоперитонит,

n = 39

Перитонит,

n = 17

Контрольная группа,

n = 50

β2-МГ нг/мл

30000 ± 6680*

6000 ± 519,9*

5000 ± 510

ЛФ нг/мл

1160 ± 148*

3480 ± 439*

1020 ± 55

Примечание: * – достоверные различия по сравнению с контролем (p < 0,05).

 

Наиболее статистически высокая концентрация β2-МГ выявлена у группы пациентов с подозрением на уремический псевдоперитонит, а концентрация ЛФ наиболее высокая при подозрении на перитонит у больных, получающих процедуры ЗПТ (программный гемодиализ) в анамнезе.

В контрольной группе амбулаторных пациентов (n = 50), получающих процедуры ЗПТ (программный гемодиализ), статистически значимых концентраций в сыворотке крови β2-МГ и ЛФ не выявлено.

Наиболее статистически высокая концентрация β2-МГ выявлена при исследовании у пациентов при уремическом псевдоперитоните (n = 39) – 30000 ± 6680 нг/мл, по сравнению с концентрацией в сыворотке крови у пациентов при перитоните – 6000 ± 519,9 нг/мл. Концентрация ЛФ статистически высокая при перитоните (n = 17) – 3480 ± 439 нг/мл, по сравнению с данными при уремическом псевдоперитоните – 1160 ± 148 нг/мл. 

Выводы 

  1. Установлена четкая зависимость концентрации β2-МГ и ЛФ от степени выраженности уремического псевдоперитонита и перитонита. Получены статистически высокие цифры концентрации β2-МГ у больных с уремическим псевдоперитонитом, а уровень ЛФ был статистически высоким при перитоните.
  2. Аргументацией возможности использования β2-МГ для диагностики уремического псевдоперитонита является тот факт, что при заболеваниях почек концентрация β2-МГ в сыворотке крови многократно повышается.
  3. В свою очередь ЛФ как чувствительный маркер острого воспаления прогрессивно повышается с активностью воспалительного процесса и степенью повреждения тканей, что с высокой вероятностью дает возможность установить факт наличия перитонита.
×

Об авторах

В. А. Зурнаджьянц

Астраханский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nazim.gasanov.1985@mail.ru

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней

Россия, г. Астрахань

Э. А. Кчибеков

Астраханский государственный медицинский университет

Email: nazim.gasanov.1985@mail.ru

доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней

Россия, г. Астрахань

К. Г. Гасанов

Астраханский государственный медицинский университет

Email: nazim.gasanov.1985@mail.ru

заочный аспирант кафедры хирургических болезней

Россия, г. Астрахань

А. А. Кчибеков

Городская клиническая больница № 29

Email: nazim.gasanov.1985@mail.ru

врач-терапевт

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Смирнов А.В., Шилов Е.М., Добронравов В.А. Национальные рекомендации. Хроническая болезнь почек: основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению. Нефрология 2012; 16 (1): 1–4.
  2. Томилина Н.А., Андрусев А.М., Перегудова Н.Г., Шинкарев М.Б. Заместительная терапия терминальной хронической почечной недостаточности в Российской Федерации в 2010–2015 гг. Отчет по данным Общероссийского Регистра заместительной почечной терапии Российского диализного общества. Нефрология и диализ 2017; 19 (4): 1–95.
  3. Webster A.C., Nagler E.V., Morton R.L., Masson P. Chronic Kidney Disease. National Library of Medicine 2017; 389: 1238–1252.
  4. Абрамова Е.Э., Королева И.Е., Тов Н.Л., Мовчан Е.А., Наборщиков Д.А. Факторы риска летальных исходов у больных на гемодиализе. Journal of Siberian Medical Sciences 2015; 6: 15.
  5. Бикбов Б.Т., Томилина Н.А. Заместительная терапия больных с хронической почечной недостаточностью в Российской Федерации в 1998–2011 гг. Нефрология и диализ 2014; 16 (1): 13–29.
  6. Малков И.С., Шаймарданов Р.Ш., Зайнутдинов А.М. Методологические аспекты лапароскопической санации при разлитом перитоните. Вестник хирургии 2003; 162 (2): 28–31.
  7. Magnuson T.H., Bender J.S. Cholecystectomy in the peritoneal dialysis patient. Unique advantages to the laparoscopic approach. Surg Endosc Aug 1995; 9: 908–909.
  8. Ватазин А.В., Лосев Г.Ю., Филижанко В.Н., Шумский В.И., Янковой А.Г., Смоляков А.А., Мартынюк А.П. Применение малоинвазивных хирургических вмешательств у больных терминальной ХПН, получающих перитональный диализ. Альманах клинической медицины 2005; VIII (4): 18–25.
  9. Ватазин А.В., Филижанко В.Н, Лосев Г.Ю., Астахов П.В., Янковой А.Г., Смоляков А.А., Кулибаба С.А, Пичугин И.С. Лапароскопические операции у больных терминальной ХПН получающих перитонеальный диализ. Альманах клинической медицины 2007; XVI (4): 112–116.
  10. Рябов С.И. Лечение хронической почечной недостаточности. СПб.: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова 1997; 96–97.
  11. Янковой А.Г., Ватазин А.В., Астахов П.В., Смоляков А.А., Шувалова В.В., Кулибаб С.А., Нестеренко И.В., Лосев Г.Ю. Особенности лечения перитонита у больных с поликистозом почек, находящихся на лечении постоянным амбулаторным перитонеальным диализом. Нефрология и диализ 2007; 9 (3): 300–301.
  12. Бикбов Б.Т., Томилина Н.А. Состав больных и показатели качества лечения на заместительной терапии терминальной хронической почечной недостаточности в Российской Федерации в 1998–2013 гг. Отчет по данным регистра заместительной почечной терапии Российского диализного общества. Нефрология и диализ 2016; 18 (2): 123–127.
  13. Смирнов А.В., Добронравов В.А., Каюков И.Г., Есаян А.М. Хроническая болезнь почек: Дальнейшее развитие концепции и классификации. Нефрология 2007; 11 (4): 7–15.
  14. Савельева В.С., Гельфанда Б.Р., Филимонова М.И. Перитонит: практическое руководство. М. 2006; 208.
  15. Levey A.S., Coresh J., Balk E. National Kidney Foundation practice guidelines for chronic kidney disease: evaluation, classification, and stratification. Ann Intern Med 2003; 139 (2): 137–147.
  16. Земченков А.Ю., Томилина Н.А. «К/ДОКИ» обращается к истокам хронической почечной недостаточности (о новом разделе K/DOQI по диагностике, классификации и оценке тяжести хронических заболеваний почек). Нефрология и диализ 2004; 3: 204–220.
  17. Луцева О.А., Зурнаджьянц В.А., Кчибеков Э.А, Мусагалиев А.А., Коханов А.В. Возможности сывороточных индикаторных ферментов в дифференциальной диагностике атипичных форм острого аппендицита. Вестник хирургической гастроэнтерологии 2018; 5: 611–612.
  18. Минаев С.В., Исаева А.В., Обедин А.Н., Болотов Ю.Н., Бочнюк Е.А., Читаема Л.А., Гудиев Ч.Г. С-реактивный белок – главный маркер динамики течения острых воспалительных процессов в клинических условиях. Медицинский вестник Северного Кавказа 2011; 2: 95–99.
  19. Назаренко Г.И., Кишкун А.А. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. М.: Медицина 2000; 346–388.
  20. Deegens J., Wetzels J. Fractional excretion of high- and lowmolecular weight proteins and outcome in primary focal segmental glomerulosclerosis. Clin Nephrol 2007; 68 (4): 201–208.
  21. Kamiya T., Hirako М., Misu N. Impaired gastric motility and its relationship to gastrointestinal symptoms in patients with chronic renal failure. J of Gastroenterol 2005; 40 (12): 1116–1122.
  22. Matsuo N. Clinical impact of a combined therapy of peritoneal dialysis and hemodialysis. Clin Nephrol 2010; 74 (3): 209–213.
  23. Колина И.Б., Ставровская Е.В., Шилов Е.М. Дислипидемия и хронические прогрессирующие заболевания почек. Терапевтический архив 2004; 76 (9): 75–78.
  24. Поляков Д.С., Шавловский М.М. Молекулярные основы β2-микроглобулярного амилоидоза. Медицинский академический журнал 2014; 14 (1): 24–41.
  25. Coca S., Parikh C. Urinary Biomarkers for Acute Kidney Injury: Perspectives on Translation. Clin J Am Soc Nephrol 2008; 3 (2): 481–490.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зурнаджьянц В.А., Кчибеков Э.А., Гасанов К.Г., Кчибеков А.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 75489 от 05.04.2019 г
.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах